Варикоцеле левого яичка

Варикоцеле левого яичкаВарикоцеле — распространенная мужская патология, которая проявляется в расширении стволов семенной вены. Установлено, что с возрастом эпидемиология заболевания увеличивается. Если у мальчиков до десяти лет только у 1% выявляется заболевание, то в подростковом возрасте уже порядка 15% детей имеют такую патологию.

В среднем, каждые десять лет количество больных мужчин возрастает на 10% и, к примеру, в возрасте 50-80 лет этот показатель доходит до 77,3%. Причем более чем у 95% мужчин диагностируется левосторонняя форма разной степени.

Этиология, патогенез и диагностика варикоцеле левого яичка

Возникновение варикоцеле левого яичка обусловлено анатомически. Известно, что кровеносная система яичка несимметрична, так как с левой стороны семенная вена входит в почечную, а с правой — в полую нижнюю вену. Вследствие этого возможно несколько механизмов развития патологического процесса. Наиболее распространена теория аорто-мезентериального пинцета. Ее суть в том, что в ортостазе угол между брыжеечной артерией и аортой становится острым, что приводит к сдавливанию почечной вены и вызывают локальную гипертензию слева. Образуется рефлюкс и венозные стенки не выдерживают давления, оказываемого на них кровью, вследствие чего и деформируются — удлиняются, источаются, расширяются.

Варикоцеле левого яичка

Диагностируется заболевание инструментальными и физикальными методами. Для точного определения его типа и степени выполняют: пальпацию и осмотр, пробу Вальсальвы и компрессионные тесты в клино- и ортостазе, орхидометры Тохикара и Прадера, УЗИ мошонки, термографию, флеботестикулографию.

Последние исследования и современные методы диагностики обратили внимание медиков на тот факт, что несмотря на распространенность именно левосторонней локализации варикоцеле, велика вероятность того, что процесс является двусторонним, но справа изменения проявляются значительно позже. Было установлено, что у больных нарушается артериальная микроциркуляция яичек вследствие описанных выше причин и образуются артериовенозные шунты (примерно у 70% — 75%). А причиной того, что заболевание проявляется чаще слева, считается более длинный венозный ствол.

Хирургическое лечение варикоцеле

Совсем не лечить заболевание нельзя, так как практическими исследованиями доказано, что у 87,5% пациентов, у которых диагностирована патоспермия, через пять лет наблюдается прогрессирующее ухудшение сперматогенеза. У тех мужчин, спермограмма у которых была нормальной, также отмечены ухудшения, но количество таких пациентов меньше — 20%.

Варикоцеле левого яичка

Не является правильным решение отказаться от операции при левостороннем варикоцеле. Несмотря на то, что в 95% случаев при потере одного яичка второе берет его функции на себя, для организма этот процесс не является простым. Считается, что правое яичко является больше резервным органом и все основные репродуктивные функции выполняет левое. Поэтому если нагрузка на него увеличится, то это потребует серьезной перестройки организма, что может сказаться на фертильности пациента. Достоверно установить это, предсказать, как отреагирует организм, нельзя. Кроме того, следует учитывать и вероятность формирования правостороннего варикоцеле, в связи с описанными выше исследованиями.

Ввиду важности проблемы риск не оправдан. Ведь в случае неблагоприятного исхода у мужчины могут быть серьезные проблемы с репродуктивными функциями, которые крайне сложно или даже невозможно будет исправить хирургическими или терапевтическими методами.

Распространены разные виды хирургического вмешательства, целью которых является устранение ретроградного кровотока и удаления деформированных участков вен, нормализация кровообращения и восстановление функций яичек. Техника и результаты существующих методик разные. Наиболее успешной считается операция Мармара. Ее плюсы — безболезненность, малая травматизация тканей, не более 2% рецидивов (при улучшенной методике, проводимой в нашей клинике, их совсем нет), минимум осложнений, высокие шансы на восстановление репродуктивной функции.