Рецидив варикоцеле

Рецидив варикоцелеРецидив — одна из основных проблем хирургической коррекции варикоцеле. В 0,6% — 45% случаев лечение заканчивается рецидивом, чаще всего это происходит при лечении пациентов-детей. Для оценки результативности хирургического вмешательства, в том числе и с целью своевременного выявления рецидива, используется УЗИ с допплерографией.

Согласно данным практикующих хирургов, рецидивы больше характерны для эндоваскулярных методов лечения и меньше для лапароскопических и микрохирургических операций.

Почему возникает рецидив варикоцеле

Обычно рецидив связывают с тем, что в процессе хирургических манипуляций не был полностью устранен патологический венозный кровоток по семенной вене:

— перевязана одна ветвь яичковой вены при том, что ее сателлиты и коллатеральные вены сохраняются интактными;

— вместо семенной вены перевязаны эпагастральные или вены жировой клетчатки.

Рецидив варикоцеле

Чтобы диагностировать рецидив, применяют ортоградную флеботестикулографию через мошоночный доступ. Ее информативность составляет 94%.Она позволяет выявить пути патологического обратного кровотока при повторном варикоцеле и количество венозных стволов, что упрощает их поиск при выполнении операции. Подтверждением этому служит исследование историй болезни 16 пациентов, из которых одному провели операции Паломо, а остальным — Иваниссевича. Повторная коррекция выполнялась на основании результатов флебографического исследования, которое показало, что в 81% случаев (т.е. у 13 больных) интактные стволы ЛВСВ стали причиной рецидива. Результатом лечения стало успешное устранение варикоцеле у всех пациентов.

Частота рецидивов при выполнении разных видов хирургической коррекции варикоцеле

Статистические данные свидетельствуют, что у детей частота рецидивов составляет 10% — 87,2%, а у взрослых существенно меньше — до 9%. Наименьший уровень рецидива характерен для вмешательств через паховый канал — порядка 9%. При этом микрохирургическая методика снижает вероятность до 2%, а при проведении улучшенной операции Мармара в нашей клинике она приближается к нулевым значениям. Она рекомендована также в случаях, когда осложнения возникли после ретроперитонеальной операции, вероятность чего составляет 11%.

Минимальный процент рецидивов после микрохирургической субингвинальной варикоцелэктомии объясняется тем, что в работе хирурги используют специальную увеличительную медтехнику, что позволяет им получить хорошую визуализацию операционного пространства и точное дифференцирование измененных вен от всех других типов сосудов. Соответственно, рецидивы после такого лечения возникают чаще всего вследствие технических погрешностей. Если операция выполняется квалифицированными хирургами с использованием современного новейшего оборудования, то такие погрешности исключены. Этим и объясняется высокая успешность лечения.

Рецидив варикоцеле

Порядка 4% рецидивов дает лапароскопическая варикоцелэктомия. Методика многими врачами признана альтернативой традиционным вмешательствам и является одним из самых действенных способов устранения двусторонней патологи и выполнения повторной операции.

Чтобы сократить количество рецидивов, необходима тщательная ревизия забрюшинного пространства. При проведении большинства видов операций существует нежелательная закономерность: чем реже возникает рецидив, тем чаще выявляются другие осложнения — гидроцеле, уплотнение яичка, повреждение паравенозных структур.

Для решения проблемы рекомендуется проводить ортоградную флеботестикулогафию с целью определения локализации измененного кровотока и хирургической коррекции в случае повторной операции. Также показана дистальная флеботонометрия, выполненная в двух разных условиях — при нагрузочной дыхательной пробе Вальсальвы и в состоянии покоя. Другое решение — выполнение операции Мармара для удаления варикоцеле. Эта малоинвазивная методика позволяет минимизировать риск и считается одной из наиболее успешных.